Untitled.FR12 -_0001 

Строительство железнодорож­ной линии «Ишимбаево - Ермолаево»

Одновременно с началом строительства угольных разрезов Министерство путей со­общения СССР приступило к прокладке железной дороги «Ишимбаево - Ермолаево». Строительство железнодорожной линии было по­ручено Управлению железнодо­рожного строительства № 97/2 и проходило в два этапа: от разъез­да №8 до ст. Мелеуз протяжением 60 км и далее до ст. Ермолаево.

Придавая исключительно важное государственное значе­ние строительству железной до­роги, как основной магистрали, от­крывающей выход куюргазинским углям к топливопотребляющим районам Южного Урала, а также обеспечивающей местные перевозки прилегающих районов южной части республики, Совет Министров Башкирской АССР и Обком ВКП(б) Башкирии 13 июня 1947 года объявили строительство железнодорож­ной линии «Ишимбаево - Ермолаево» народной стройкой. На первом этапе в строительстве принимали участие колхозники 11 районов республики - Стерлитамакского, Макаровского, Мелеузовского, Воскре­сенского, Куюргазинского, Стерлибашевского, Юмагузинского, Кугарчинского, Федоровского, Миякинского и Аургазинского, а затем, после подписанного председателем Правительства Союза ССР И. Сталиным 17 мая 1948 года постановления «О продолжении строительства железнодорожной линии «Ишимбаево - Ермолаево», к народной стройке были привлечены колхозники Альшеевского, Гафурийского, Давлекановского и Бижбулякского районов.

Untitled.FR12 -_0034

Начало строительства железной дороги Ишимбаево-Ермолаево

Каждому району было установлено задание на земляные работы по сооружению железнодорожного полотна и привлечение для его выполнения пеших работников и возчиков с лошадьми, а также на привле­чение работников для строительства искусственных сооружений: мостов, труб и для укладки самой линии. Всего на строительстве железной дороги было занято 15900 колхозниц и колхозников, в том числе 1400 человек с лошадьми, 3280 человек было привлечено на строительстве искусственных сооружений. Для всех участвующих в строительстве было организовано бесперебойное общественное питание, а лошади были обеспечены фуражом за счёт Министерства путей сообщения СССР.

Областные и районные газеты, республиканское радио постоянно освещали ход строительства и вы­полнение объемных заданий колхозами, районами и строительными участками. Работники культуры, арти­сты и агитационные бригады выступали на строительстве с концертами.

Для поощрения отличившихся Совет Министров БАССР и Обком ВКП(б) установили два переходя­щих Красных знамени, которые ежедекадно вручались: одно - строительному участку, имеющему лучшие производственные показатели, а второе - району, обеспечившему лучшие показатели в производстве земляных работ на трассе железной дороги. Одновременно при вручении знамени победителям выдава­лась денежная премия в сумме 10 тысяч рублей.

Бюро Башкирского областного комитета ВКП(б), учредило республиканскую Книгу Почёта для строи­телей железнодорожной линии Ишимбаево - Ермолаево с местонахождением этой Книги Почёта при на­чальнике Управления строительства дороги.

Красное знамя каждую декаду переходило из рук в руки, так как энтузиазм строителей был огромным. Особенно активное участие в строительстве принимали колхозники и трудящиеся районов, прилегающих к трассе. Между районами сразу же развернулось социалистическое соревнование.

Untitled.FR12 -_0035

Строительства железной дороги Ишимбаево-Ермолаево, 1948г.

К концу 1948 года из общей протяженности железнодорожной линии в 87 км было подготовлено полотно протяженностью 80 км. Трудящимися рай­онов (в основном колхозниками и колхозницами) было вскопано и перенесено для устройства трас­сы 1319 тыс. кубометров земли; уложено совмест­но с железнодорожными строителями 63 км глав­ного пути и из 21 км станционных путей было уло­жено 3 км.

Одновременно железнодорожные строители возводили и социальную инфраструктуру. На стан­циях и разъездах строились жилые дома и обще­жития. клубы и медицинские пункты, бани и мага­зины. К концу года на станциях железнодорожной линии «Ишимбаево - Ермолаево» было построено 7 магазинов. 5 столовых, 6 медицинских пунктов, 3 бани, 2 клуба и 3 красных уголка. Для строителей и обслуживающего железную дорогу персонала было построено 4 двух- и четырех-квартирных дома и 6 общежитий.

Untitled.FR12 -_0037

Железнодорожная линия Ишимбаево-Ермолаево