Untitled.FR12 -_0001 

У истоков авиационного предприятия

История первого в Кумертау машиностроительного предприятия началась в 1953 году и тесно связана с развитием города. В те годы в структуре Государственного Союзного треста «Башуглеразрезстрой» был создан ремонтно-механический завод, который впоследствии станет колыбелью вертолётного завода.

Завод производил ремонт горнотранспортного оборудования - экскаваторов, тракторов, бульдозеров, передвижных компрессорных установок. Здесь же на заводе изготовлялось нестандартное оборудование для угольного разреза, строительный инвентарь и инструменты, ремонтировались трансформаторы и электродвигатели.

Завод располагался на сегодняшней первой площадке КумАПП. Первым руководителем завода был Строганов Сергей Филиппович. Со временем ремонтно-механический завод был расширен, в нём было организовано литейное производство, и он активно помогал в ремонте техники не только предприятиям треста «Башуглеразрезстрой», но и всем близлежащим колхозам и совхозам.

К 1962 году территория ремонтно-механического завода составляла 10 га. На ней с севера на юг располагались столовая, двухэтажное здание заводоуправления, здание Красного уголка с залом для проведения общезаводских собраний и проходная. В глубине заводской территории находились кузница, кислородная станция и корпус с литейным, заготовительным и вспомогательным цехами. Рядом были расположены три производственных корпуса. В северо-восточной части территории располагалась конюшня с двумя лошадьми, на которых работники завода перевозили заготовки и детали между участками и цехами. Недалеко от основных производственных цехов находился заводской склад, к которому была проложена железнодорожная линия.

На заводе в то время работало около 400 человек, в том числе четверо работающих имели высшее образование. Директором завода был И.Я. Кузнецов, главным инженером М.Г. Полуян. На заводе было организовано стальное, чугунное и бронзовое литьё, изготовлялись бульдозерные лопаты, строительные леса, запасные части к сельскохозяйственным машинам, производился ремонт строительной техники, сборка металлоконструкций и башенных кранов.

В марте 1962 года Кумертауский ремонтно-механический завод был включён в состав действующих предприятий Управления машиностроения Башсовнархоза, а в марте переименован в Кумертауский машиностроительный завод. В ноябре 1962 года завод был передан в Главное управление машиностроения Средневолжского Совнархоза, которое находилось в г. Куйбышеве (сейчас г. Самара). В то время там располагался один из крупных центров авиационной промышленности Советского Союза.

После передачи завода в Управление Средневолжского Совнархоза на нём началось освоение и производство отдельных видов десантной техники. Для организации этого производства на заводе был подготовлен спеццех (сегодня это цех № 42): здание цеха было полностью очищено от металлоконструкций, которые изготовляли здесь ранее и излишнего оборудования. Сюда были поставлены первые четыре новых станка - два токарных и два фрезерных, и началось оборудование рабочих мест слесарей-сборщиков. Одновременно коллектив завода стал пополняться специалистами-машиностроителями.

Первыми изделиями, выпущенными на машиностроительном заводе, были приспособления для укладки десантной техники. Затем завод стал выпускать приспособления для сброса бочек. Деревянные изделия к приспособлению для сброса бочек поставлялись Стерлитамакским пороховым заводом, а все остальные узлы комплектовались на нашем. Участок по изготовлению приспособлений для сброса бочек возглавлял мастер Г.А. Пильнов. По началу опыта и мастерства у рабочих не хватало. Чтобы изготовить, собрать и сдать первые 160 штук этих изделий, понадобилось около трёх месяцев.

На других участках завода велись работы по изготовлению оснастки — элементарных стапелей сборки и прихватки деталей платформы для сброса десантной техники, орудий и грузовых автомобилей. На сборочно-сварочном стапеле работали слесари Д.М. Краснопёров, В.Г. Васильев и С.М. Карлин.

В то время Кумертауский машиностроительный завод работал совместно с Куйбышевским механическим и Казанским оптико-механическим заводами в составе Главного управления Средневолжского Совнархоза. Эти два завода и Воронежский авиационный поставляли на наш завод отдельные узлы, необходимые для комплектации платформ. Все остальные детали платформы, как механической, так и сварной конструкций, Кумертауский завод изготовлял самостоятельно. Качество сварочных швов первых изделий проверялось на Маячном филиале Салаватского завода «Нефтехиммаш». Первым рентгенологом, проверявшим качество сварных швов, был Г.В. Петухов. Швейные изделия комплектовались в спеццехе под руководством Т.А. Третьяковой. Здесь же производилась упаковка готовых изделий.

13 марта 1963 года Кумертауский механический завод был переведён в подчинение Государственного комитета авиационной техники. С того времени началось становление завода как авиационного предприятия. На первом этапе завод продолжал изготовлять десантную технику, в основном, платформы, как обычные, так и с определёнными модернизациями и в новом конструктивном исполнении. Одновременно, началось освоение и производство отдельных видов наземной авиационной техники.

На фото:

1 – Поставка нового оборудования;

2 – Михаил Гаврилович Полуян;

3 – Распоряжение Совета народного хозяйства;

4 – Доставка трактора на ремонт.

Поставка нового_оборудования Полуян М 10 РМЗ Доставка_трактора_на_ремонт