65let

Кумертауведение

История Кумертау и кумертаусцев: архивные материалы, исследовательские работы, статьи, эссе

Untitled.FR12 -_0001 

Начало разработки угольного разреза.

Строительство угольного разреза осуществляло Ермолаевское шахтостроительное управление, первым руководителем которого был Г.Г. Бадьян. В 1950 году начальником Управления назначили Сергея Ивановича Бутырина, работавшего до этого главным инженером.

3dPcipheWr3tqdrqmGY2Su5xovGlRwYHquzub0nVsXPNPkJK1wmMQemt1j05Gnn-SOBLwfrW0zAHCIyN 0txUyc5

С.И.Бутырин.

Поле угольного разреза было вскрыто двумя групповыми (породной и угольной) капитальными выездными траншеями внешнего заложения и группой стационарных железнодорожных съездов, расположенных на южном борту разреза.

Месторождение отрабатывалось по транспортной системе с перемещением вскрышных пород во внешние и внутренние отвалы железнодорожным транспортом. Для размещения пород вскрыши в первый период эксплуатации использовались два внешних отвала — южный и северный. Вскрышная порода вывозилась паровозами в думпкарах ВС - 50.

vl3wr6XZcDVF7TUzVwTgtnyJD8DjofBbO-hlBvSJFraPcSWvo9jjHwIpf1lcoINzGG0JtFUsK-kMBFXXcSDhnHAP

Угольный разрез. Въезд с южного направления.

Слаженная работа железнодорожников (железнодорожная контора треста): паровозных и поездных бригад, рабочих пути, связи, диспетчеров с экскаваторщиками была залогом успеха. Экскаваторщики и железнодорожники хорошо знали друг друга и помогали друг другу.

Успешно и ответственно трудились в разрезе работники путей. Дело в том, что на угольном разрезе, за небольшим исключением, не было постоянных железнодорожных путей, они всё время перемещались, и от путевых работников требовалось, чтобы эти перемещения производились возможно быстрее, с меньшими потерями материалов и в то же время железнодорожные пути должны быть достаточно прочными, чтобы обеспечить безопасность движения рабочих поездов.

LwxAdqzDDc-uQTl7eDbuLn1mhDbSOE4mSd8XIjRc4x1CCCq9bpjDI7kGRTq5k5Ex7RC0L1Umd8nXjnYM5kaeiuxv

Строительство железнодорожных путей вручную.

Бурый уголь Бабаевского месторождения отличался чрезмерной влажностью, а подугольные породы состояли из мелкозернистых песков, содержащих напорные воды. В толще надугольных пород имелись водоносные горизонты. Для осушения угля на разрезе строили глубокие дренажные шахты с разветвлённой системой штреков, а так же открытые дренажные траншеи с глубокими водопонизительными скважинами, откуда вода выкачивалась мощными насосами.

Первая очередь Ермолаевского угольного разреза была введена в эксплуатацию в декабре 1951 года. Начальником угольного разреза был назначен Василий Иванович Дураков, он был опытным и грамотным специалистом.

QdM-1lT0Cli7AprMfLWFyFGTLPp23WLt8NzzG2k3-4yiXUDixb6XZXf Mf8NMEDXg6x-5KJnwhVrkLV_kH5IF_-5

В.И. Дураков.

4 марта 1952 года знаменательная дата в истории строительства и освоения угольного разреза. В этот день под руководством заместителя главного инженера разреза С.В. Жалобина машинист экскаватора СЭ-3 Г.М. Соболев начал добычу и отгрузку первых тонн бурого угля Бабаевского месторождения. Это была большая трудовая победа горняков.

uRUqi0ckaxqalqPL-iHAfTV9eLoNWniKAK9XqtRp9LJjQt0wKqKeXbUygmLrILe52NQ U7VYV0oshOF9ohmoV7YP

Г.М. Соболев.

К 1956 году добыча угля на угольном разрезе возросла в 10 раз, а объём вскрышных работ - в 9 раз.

В 1957г. Ермолаевский разрез был переименован в Кумертауский.

1n3GEfDDt qThQfvsPSR9gCSrUpEkWzweWzwfCzf0fLY4GAZfrxzzSiYWIhKuRw07D7pDInnpU2_LpZxfoZPE8Aa

На начальном этапе эксплуатации угольного разреза была применена мощная горная техника, вывезенная по репарации после Великой Отечественной войны из Германии — многочерпаковые вскрышные экскаваторы. Однако, значительная обводнённость буроугольного месторождения, слабая несущая способность грунтов и суровая зима не позволяли этой технике работать более 5-6 месяцев в году. Немецкие экскаваторы были выведены из эксплуатации, демонтированы и переданы в производственное объединение «Александрияуголь» (Украина), а на угольном разрезе в дальнейшем работали только отечественные экскаваторы.

ZDL t1Zt_g7a8h43V2yjuyPA6qXZ5f89EvqiUrwJnERuqN17YC7y7M8T7RnrvVev9pWK8SR4f_ukck2q-aVrmRhl                  DrZ1pv99T KDRn-xRbLH-otbIC3dcjUk2pP8Ts9pUgAGpw8_ZY3ZR_btb1vXmlvS8Aj_3wbJg8IV3SiluVKLu0ev

Вскрышной экскаватор DS-1500. 1950-е годы.          Шагающий экскаватор ЭШ-10/60

Героический, самоотверженный труд наших горняков позволил угольному разрезу в 1960 году отказаться от государственной дотации и стать высокорентабельным горным предприятием. Семилетний план горняки выполнили досрочно.

В 1971 году Кумертауский угольный разрез был переименован в разрез «Кумертауский». Тогда же в коллективе разреза стали организовываться экскаваторные бригады, работающие в высокопроизводительном режиме.

Большой вклад в развитие угольной отрасли Башкирии внесли кумертауские горняки Г.А. Шарков, Т.Г. Бибаев, В.Е. Путилин, И.Г. Каледа, П.И. Сапрыкин, Н.В. Ситник, В.Я. Сурков, С.С. Шпунтов, И.Г. Банокин, Л.Ф. Ефремов, А.А. Филиппов, В.Г. Бударин, А.А. Понов, Л.К. Родионов.

Машинисту экскаватора Г.А. Шаркову было присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда (29.06.1966г.)

12dXt8jx7UKbzvgFCcEKNrmiyp5jhjmQ8dUBH JshkkLLTKWGcFWEeSEUnlZGTjIjRJYNQTHmDTnHqVNtNVUclcI

Г.А. Шарков.

Всего за годы эксплуатации разреза «Кумертауский» было добыто 206,27 млн тонн бурого угля

Контакты

Муниципальное бюджетное учреждение "Архив городского округа город Кумертау Республики Башкортостан"
453300, Россия,
Республика Башкортостан, Кумертау
, К.Маркса, 24/2
+7 (34761) 4-72-72
+7 (34761) 4-24-03