65let

Кумертауведение

История Кумертау и кумертаусцев: архивные материалы, исследовательские работы, статьи, эссе

Untitled.FR12 -_0001 

Крылья Кумертау

В 1967 году Кумертауский машиностроительный завод возглавил А.С. Палатников, работавший до этого главным инженером. Александр Самойлович отличался большой работоспособностью, высоким интеллектом и культурой. В 1966 году А.С. Палатников в числе первой группы специалистов Министерства авиационной промышленности СССР был переведён на работу в Башкирию и назначен главным инженером Кумертауского машиностроительного завода.

В программе освоения вертолёта КА-26 было задействовано много предприятий и организаций, но А.С. Палатников стал настойчиво добиваться участия Кумертауского машиностроительного завода в производстве этой авиационной техники. Благодаря его энергии и настойчивости Министерством авиационной промышленности СССР было принято решение - окончательную сборку вертолётов КА-26 поручить Кумертаускому машиностроительному заводу.

При этом условия министерства были предельно жёсткими — закончить подготовку производства для выпуска установочной партии вертолётов в августе, изготовление узлов и деталей - в ноябре, завоз комплектующих агрегатов - в декабре 1967 года. В первом квартале 1968 года необходимо было закончить сборку первых трёх машин установочной партии, во втором и третьем - провести все испытания и до конца года наладить серийное производство этих вертолётов.

С получением государственного задания на заводе сразу же была развёрнута большая подготовительная работа. Была проведена реконструкция инструментального, литейного и кузнечного цехов; началось строительство нового производственного корпуса и летно-испытательной станции. Одновременно строилось общежитие для приглашенных и прибывающих на завод специалистов.

31 октября 1968 года знаменательный день в истории города Кумертау и машиностроительного завода. В тот день была одержана большая трудовая победа коллектива заводчан - первый вертолёт КА-26, собранный на Кумертауском машиностроительном заводе, выдержал все испытания, в том числе и лётные, и поднялся в небо. Выпускаемые на Кумертауском машиностроительном заводе вертолёты КА-26 пользовались огромным спросом в нашей стране и за рубежом. Эти вертолёты выпускались до 1978 года в различных модификациях. Всего было построено 814 многоцелевых вертолётов. С 1969 года вертолёты КА-26 экспортировались в Болгарию, Венгрию, Польшу, Югославию, Монголию, Японию, Шри-Ланка и другие зарубежные страны.

В ноябре 1972 года Кумертауский машиностроительный завод был переименован в Кумертауский вертолётный завод - крупное современное предприятие, способное решать сложные задачи по выпуску новых изделий авиационной техники.

В сентябре 1977 года Кумертауский вертолётный завод был переименован в Кумертауское авиационное производственное объединение (КумАПО), в состав которого вошёл Гурьевский механический завод. С 1977 году предприятие приступило к производству вертолёта КА-27 различных модификаций и назначений. Для Военно-Морского флота России было освоено восемь вариантов военных корабельных вертолётов противолодочного назначения.

В 1978 году было завершено серийное производство вертолетов КА-26 и начато освоение производства новых многоцелевых вертолетов КА-32.

Вертолёты конструкторского бюро им. Камова, особенностью которых является наличие двух ведущих лопастей, вращающихся в противоположных направлениях, и отсутствие винта в хвостовой части, спроектированы с целью достижения максимального эффекта в различных условиях местности и при любых быстроменяющихся погодных условиях.

С 1979 года на КумАПО выпускались вертолеты КА-27 ПЛ (противолодочный), КА-27 ПС (поисково-спасательный), КА-28 (экспортный вариант вертолета КА-27 ПЛ), КА-29 (транспортно-боевой), КА-31 (радиолокационный), КА-32 С (гражданский, транспортный, корабельного базирования), КА-32 А (транспортный). В начале 80-х годов предприятие было задействовано в изготовлении отдельных агрегатов космического корабля «Буран».

Продолжение следует…

На фото:

1 – Вертолет КА - 26;

2 – Вертолет КА - 28;

3 – Александр Самойлович Палатников;

4 – Вертолет КА - 29;

5 – Вертолет конструкторского бюро им. Камова;

6 – Строительство новых цехов;

7 – Сборочный цех.

bc4jWwMbRuY

Контакты

Муниципальное бюджетное учреждение "Архив городского округа город Кумертау Республики Башкортостан"
ул.К.Маркса, д.24, стр.2, г.Кумертау,
Республика Башкортостан, Россия
, 453300
+7 (34761) 4-72-72
+7 (34761) 4-24-03