65let

Кумертауведение

История Кумертау и кумертаусцев: архивные материалы, исследовательские работы, статьи, эссе

Untitled.FR12 -_0001 

От автоколонны до крупного предприятия

Второе крупное городское автохозяйство, история которого неразрывно связана с историей города Кумертау, было организовано в 1954 году.

 Автоколонна, обслуживающая Бабаевское строительное управление, стала основой нового автотранспортного предприятия. Кумертаускому автотранспортному хозяйству присвоили 11 номер и вменили в обязанность осуществлять грузовые перевозки на предприятиях города и обслуживать пассажиров.

Через год это предприятие переименовали в автоколонну 1518 Баштрансуправления, а в последующие годы переименовывали в автоколонну 1832, Кумертауское автотранспортное предприятие ГУП «Башавтотранс» Министерства автомобильного транспорта Российской Федерации.

Первым директором предприятия был назначен Афанасий Иванович Серяк, проработавший в этой должности до 1959 года. Афанасий Иванович — первостроитель нашего города. Именно он 8 сентября 1947 года из соседнего Мелеуза привез первых строителей и необходимые строительные материалы для будущего города.

Автомобильный парк нового предприятия в 1954 году состоял из 46 грузовых автомобилей (ЗиС-5, Студебеккеры, ГАЗ-АА), 12 автобусов с общей вместимостью 270 пассажиромест и 6 таксомоторов.

Производственная база первых трёх лет существования предприятия представляла собой небольшие деревянные мастерские, имевшие 4 места для технического осмотра автомобилей, и несколько подсобных помещений - склад, кузницу и плотницкий цех, которые располагались западнее перекрёстка улиц Бабаевская - К. Маркса, где сейчас находится здание старого автовокзала (ул. К. Маркса, 4). Все работы по ремонту и обслуживанию автомашин велись вручную, так как вся техническая база предприятия состояла из одного токарного станка «Новосибирец».

В июне 1954 года в городе автотранспортным предприятием был открыт первый автобусный маршрут «Железнодорожный вокзал – Кирпичный завод». На маршруте стало работать 4 автобуса. Первыми водителями городских автобусов были Г.В. Зиновьев, З.В. Греков, Ф.Н. Шелест, А.А. Покатаев, М.А. Калугин, Е.В. Романов, А.Т. Лихворь. В 1955 году были открыты пригородный автобусный маршрут «Кумертау - Ермолаево» и два междугородних: «Кумертау - Уфа» и «Кумертау - Оренбург». В Мелеуз и Зилаир пассажиров возили на грузотакси. В то время автостанция с залом ожидания для пассажиров располагалась в двухквартирном одноэтажном доме, в котором также находилась контора предприятия.

В 1959 году руководителем предприятия — автоколонны 1518 «Баштрансуправления» Министерства автомобильного транспорта РСФСР был назначен А.И. Барсуков, работающий до этого главным инженером. Анатолий Иванович был специалистом своего дела, требовательным и справедливым руководителем. Начинал он, как и его предшественник, простым водителем на полуторке, затем работал старшим механиком гаража, а с 1955 года главным инженером.

Именно за 14 лет его руководства начинался стремительный рост автоколонны. А.И. Барсуков организовал техническое перевооружение предприятия: на смену устаревшим и неудобным были построены новые производственные и служебные помещения, мастерские оснащены новым оборудованием, трудоемкие операции по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей были механизированы. На предприятие стали поступать новые автомобили, и парк их значительно расширился.

Продолжал он помогать предприятию, когда в 1973 году был переведен на работу главным инженером «Баштрансуправления» Министерства автомобильного транспорта РСФСР, а в 1976 году возглавил большой коллектив автотранспортников республики. Более 20 лет проработал Анатолий Иванович руководителем объединения «Башавтотранс», пользовался заслуженным авторитетом, как у руководства республики, так и среди подчиненных. За свой добросовестный труд А.И. Барсуков награжден высокими правительственными наградами: орденами Ленина, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов; медалями «За доблестный труд» и «Ветеран труда». Ему присвоено Почетное звание «Заслуженный работник транспорта Российской Федерации».

После А.И. Барсукова руководителями Кумертауского автотранспортного предприятия работали Е.М. Лапшин (1974-1980 годы), В.И. Бондаренко (1980-1983 годы), Г.А. Сапун (1983-1986 годы), Г.Ш. Байгужин (1986-1989 годы), А.В. Шибин (1989-2005 годы), С.В. Нехорошев (2005-2007 годы). В сентябре 2007 года директором предприятия был назначен Д.В. Власов.

Заслуги работников Кумертауского АТП не остались незамеченными. Многие из них были награждены высокими правительственными наградами. Медалью «Ветеран труда» было награждено 120 человек, также многим работникам предприятия было присвоено почётное звание «Заслуженный работник транспорта Республики Башкортостан» и «Почётный работник транспорта России».

На фото:

1 – Производственная база автотранспортного предприятия;

2 – Афанасий Иванович Серяк;

3 – Кумертауский автовокзал, 1968г.;

4 – Анатолий Иванович Барсуков;

5 – Автомобиль ЗиЛ – 164;

6 – Здание нового автовокзала.

Производственная база автотранспортного предприятия А.И. Серяк Кумертауский автовокзал.jpg А.И. Барсуков Автомобиль ЗиЛ-164 вокзал

Контакты

Муниципальное бюджетное учреждение "Архив городского округа город Кумертау Республики Башкортостан"
ул.К.Маркса, д.24, стр.2, г.Кумертау,
Республика Башкортостан, Россия
, 453300
+7 (34761) 4-72-72
+7 (34761) 4-24-03