65let

Кумертауведение

История Кумертау и кумертаусцев: архивные материалы, исследовательские работы, статьи, эссе

Два врага было у наших солдат в Афганистане: эпидемия и душманы

Юрий Васильевич Ульянов из деревни Ульяновка Куюргазинского рода родился в 1961 году пятым ребенком в семье. Всего в семье Ульяновых было восемь детей.

Юрий дался матери очень трудно. Роды были непростые. Юрий и она едва выжили. Видимо, на то было Божье благословление. В младенчестве его крестили, но по-настоящему верующим Юрий стал только на Афганской войне. Он рассказывает, что был самым тяжелый ребенком для матери. Сначала трудные роды, потом мать отмаливала его, когда он служил в Афганистане. Мария Петровна, Василий Петрович, родители Юрия, были самыми обычными крестьянами. Они с ранних лет приучали Юрия к труду. У всех детей бала распределена работа по дому. Кто был постарше трудился в родном совхозе.

Юрий был непоседливым мальчиком, активным и задиристым. До сих пор он чувствует вину перед матерью за то, что заставил её столько страдать. После трех классов в Ульяновке он сначала учился в Покровке, потом в Таймасовской средней школе. Юрий Васильевич рассказывает о тех, кто прошел Афганскую войну и выжил, что они были отчаянными детьми. Именно такие оказались самыми подготовленными к трудным условиям, поэтому-то они и выжили.

По окончании 8 классов работал в совхозе, потом учился в Кумертау. Досрочно окончив школу ДОСААФ, он получил корочку водителя, напором взяв военкомат. На корочке подписали: «Действительное только по совершеннолетии». Так свою жизнь Юрий связал с автомобилем. Он рассказывает: «Война проверила меня на прочность. Не только на физическую подготовку, но и на навыки вождения». Юрий поднимался на 4500 метра в горы, четыре раза ходил через перевал Саланг. Однажды путь его лежал вверх на полторы тысячи метров над уровнем моря на ГАЗ-66 по козьей тропе. Преодолевал он его на трех колесах, четвертое висело над пропастью.

Призвали Юрия Васильевича 20 октябре 1979 года. В это время брат, два года отслужив в Германии, должен был вернуться домой. Юрий Васильевич тоже планировал поехать в Германию, но на призывном пункте в Уфе он круто поменял решение. Уже тогда офицерскому составу было известно о скором введении войск в Афганистан, это был только вопрос времени. Юрий Васильевич вызвался добровольцем. Машины, на которых приехали за солдатами, стояли на выезд к воротам. Когда захлопнулись двери части, он испытал панический страх.

Юрия Васильевича направили в Чирчик Узбекской АССР. Курса молодого бойца как такого не было. Но Юрий Васильевич начал готовиться к службе еще летом 1979 года. Когда начался смотр физической подготовки, он сделал 12 раз подъем с переворотом, показав лучший результат. Дома делал больше, а здесь, отшучивается Юрий Васильевич, была депрессия, сапоги тяжелый, еды мало. Лейтенанты различного рода войск хотели забрать его к себе: и саперы, и связисты, и разведчики. Однако командир роты определил его 351 воздушно-десантный полк, из которого была сформирована в 56 отдельная десантно-штурмовую бригада.

В октябре 1979 года уже готовились к вводу войск. Солдат поднимали по боевой тревоге. Потом её отменяли. В Чирчике в ленинской комнате во время одной из таких боевых тревог 11 ноября 1979 года Юрий Васильевич принял присягу на верность Родине. Во время присяги выдали оружие, но солдаты толком не умели его держать. После командир роты отшутился: «Теперь вы солдаты, а то перебили бы вас всех без присяги, желторотики». 11 декабря 1979 года эшелон солдат из Чирчика отправился в Термез. Здесь они впервые увидели простреленные вертушки. Постоянные построения длились месяц. С 13 на 14 января 1980 года солдаты вошли в Афганистан через Амударью на машинах. К этому времени 4 десантно-штурмовой батальон взял под охрану перевал Саланг.

Местом дислокации бригады стал Кундуз. По пути в Кундуз Юрий Васильевич принял боевое крещение. У города Баглан колонну обстреляли. Юрий Васильевич, схватив АКС, нырнул в арык и начал отстреливаться. Он говорит, что в момент Х, на генном уровне начинаешь вести бой, заряжать патроны так, как будто делал это много раз. Этому он сам был удивлен, поскольку к тому времени он ни разу не держал автомат.

Войска вводили для охраны стратегических объектов. Никто не думал, что война затянется на девять лет. «Это американцы втянули нас в войну», - говорит Юрий Васильевич, - «Они не простили нам Вьетнам».

Бригада, встав в Кундузе, начал обустраиваться. Солдаты расположились в походных палатках на 6 человек. Стелили всё, что находили. Причем от лампочек палатки светились, становясь мишенью для врага. Юрий Васильевич взял лопату, вырыл окоп, накрыл сверху плащ-палаткой, провел переноску. К нему прибежали другие солдаты. Стало тесно, как в теремке. Пришел командир роты и похвалил Юрия Васильевича за смекалку. Так вся рота начала закапываться. А с них стали брать пример другие.

В обязанности Юрия Васильевича входила перевозка начальника штаба, начальника разведки, связистов на ГАЗ-66 Р142. Машина с радиостанцией были секретными. На тот случай, если водителя ранят, в ней хранилось 7 кг тратила для уничтожения. Во время одной из операций автомобиль оказался на высотке. Всё светилось от залпов, решили спрятать машину за баннер. Но здесь она находилась под угрозой гранатомета. Внизу шел бой. Вдруг из боя выехал танк. «Уходите», - только успел сказать танкист и уехал. Начальник штаба был в растерянности. Юрий Васильевич принял решение без всякой охраны вывозить штаб из-под огня. Летели трассера, стоял оглушительный треск снарядов, покинув зону огня, машина ехала по дороге, на которой только закончился бой. Она была усыпана гильзами. Ехать по ним было опаснее, чем в гололед. Рука Юрия Васильевича лежала на ручнике, чтобы в случае ранения остановить машину. Ни одна пуля не попала в автомобиль. Выехав из-под огня, офицеры стали благодарить водителя и рассуждать, что его необходимо наградить. Но угроза смерти минула, и об этом забыли. Начальнику штаба Юрий Васильевич подарил два дня рождения. Дважды благодаря интуиции и своим навыкам вождения автомобиль проходил в нескольких сантиметрах от мины. А во время Олимпиады 1980 года, когда особенно участились диверсии, Юрий Васильевич сам едва остался жив. Как это произошло Юрий Васильевич не рассказывает.

Два врага было у наших солдат в Афганистане: эпидемия и душманы. Юрий Васильевич больше месяца болел брюшным тифом. Форма была тяжелая, Юрий Васильевич был не транспортабельным. Он не видел медсестер в госпитале, один раз в день к нему только приходил врач. Выписавшись из госпиталя, он сильно потерял в весе. Так, что даже мать на фотографии, которую он послал, не узнала его.

В 31 декабря 1981 года Юрий Васильевич приехал домой. Здесь его встретили не только родные, но и девушка, которая верно ждала Юрия Васильевича два года. Они поженились. Родилась дочь Марина. Однако смерть супруги вновь испытала Юрия Васильевича на прочность. Скрашивают жизнь Юрия Васильевича сейчас внук Миша и внучка Аксинья.

Юрий Васильевич на настоящий момент продолжает работать водителем, трудится на Скорой помощи в Кумертау.

Автор: Валентина Мукасеева

thumb_Ulianov.jpg

Контакты

Муниципальное бюджетное учреждение "Архив городского округа город Кумертау Республики Башкортостан"
ул.К.Маркса, д.24, стр.2, г.Кумертау,
Республика Башкортостан, Россия
, 453300
+7 (34761) 4-72-72
+7 (34761) 4-24-03