Решения Сталина ускорили строительство города
Будучи Председателем Совета Министров СССР И.В.Сталин, внимательно следил за развитием угольной промышленности в стране, в том числе и Башкирии, постоянно оказывал республике существенную помощь. 20 января 1949 года им было подписано очередное постановление № 222 «О мероприятиях по развитию промышленности в Башкирской АССР», а 25 мая 1949 года постановление № 2081 «О строительстве железнодорожной линии Ермолаево - Тюльган и железнодорожной ветки к Маячному угольному месторождению». Но и как результат буроугольные месторождения юга Башкирии были включены в промышленное освоение.
В первом постановлении Министерству угольной промышленности СССР И.В. Сталиным было дано указание: подготовить материалы по дополнительному отводу земель под строительство брикетных фабрик, электростанций и других сооружений, выдать тресту «Башуглеразрезстрой» рабочие проекты на строительство кирпичного завода, лесогавани, деревоотделочного комбината и автобазы.
Также в постановлении И.В. Сталина было сказано выделить и отгрузить тресту «Башуглеразрезстрой» стандартные сборные дома. Это позволило руководству треста своевременно решить одну из трудных и актуальных задач в подготовке к предстоящей зиме — вывести всех строителей из палаток и разместить их в построенных домах (в апреле 1949 года для строительства было получено 30 многоместных палаток, в которых размещали прибывающих на строительство рабочих. Палатки были установлены в районе сегодняшних улиц Пушкина — Ленина. В сентябре 1949 года все проживающие в палатках были переселены в построенные дома и общежития).
Палатки первостроителей
В постановлении Правительства СССР «О строительстве железнодорожной линии Ермолаево-Тюльган и железнодорожной ветки к Маячному угольному месторождению» Министерству путей было дано указание приступить к строительству в 1949 году с открытием рабочего движения по ним в 1950 году.
Подготовка энергопоезда к работе, 1949г.
К тому времени на станцию Аллагуват, где находилась база строительства, прибыл энергопоезд, которого с нетерпением ожидали строители жилого поселка и разреза — из-за отсутствия электроэнергии простаивали механизмы и оборудование, срывались графики производства работ. По только что построенному пути, энергопоезд провели до ст. Карагайка, а затем по уложенным железнодорожным путям, мимо строящейся в посёлке железнодорожной станции строители и рабочие железнодорожной конторы перетащили его на подготовленное место в район деревни Заря.
Тогда же рядом с энергопоездом было начато строительство первого депо. В том же районе рабочие выстроили себе жилье и эта индивидуальная жилая застройка получила название Новая Заря. Комсомольцы были на стройке инициаторами всего нового и передового. Именно молодым комсомольцам принадлежала идея вести строительство сборно-щитовых домов поточным методом. На строительстве стали работать три бригады: первая выполняла нулевой цикл, вторая общестроительные работы (полная сборка) и третья завершала отделочные работы. Метод поточного строительства оказался эффективным. За неделю вырастали целые улицы домов, готовые к заселению.
Первые жилые постройки 1948-1949гг.
Улица Шаймуратова улица Парковая - угол улицы Шаймуратова