Новая страница: боец ВДВ в Афганистане
Рафик Искандерович Юлдыбаев родился в селе Таймасово в 1963 году. Окончил десятилетку у себя на родине. Среди деревенских мальчишек особо не выделялся: общался, дружил, дрался. Деревенские мальчишки были другие и от городских отличались. Они больше верили в советские идеалы и стремились их воплотить. После школы вместе со своим односельчанином они пришли в военкомат. Призвали Рафика Искандеровича в мае1981 года из Кумертау. В учебку попал в Литву. Здесь по признанию, которого пришлось очень долго добиваться, сам выразил желание служить в ВДВ. По этому поводу он говорит: «Молодой еще тогда был». Старший брат его тоже служил в этих элитных войсках. В строю с ростом 1 метр 77 сантиметров он был предпоследним. После учебки Рафика Искандеровича направили в Афганистан. Служил он в самой южной точке, в Лашкаргах на границе с Пакистаном и с Ираном. Поскольку пункт был отдаленный, здесь не было афганских рынков, не приезжали фотографы.
В задачи батальона входило патрулирование территории, сопровождение колонн. У нелегалов, переходящих границу, были свои маршруты следования. Они везли в Афганистан оружие и наркотики, даже на верблюдах. Батальон, в котором служил Рафик Искандерович, выходил в облавы на определенные пути следования караванов. Самой крупной их операцией была конфискация полутора тонн опиума. Удивительно, но за эту операцию никто не получил награды. Ранений в ходе службы он не получил. Но до сих пор его сослуживец со смехом вспоминает, как пуля из автомата попала Рафику Искандеровичу в спину. Он упал и весь побелел. Сослуживец засунул руку под бронежилет. Крови не было. Пуля пробила первую пластину бронежилета и погнула вторую. Только слова сослуживца: «Жить будешь», привели Рафика Искандеровича в чувства.
В округе аулов не было. С афганцами, помимо солдат национальной армии, они почти не контактировали.
Направляли к ним в батальон офицерский состав из Союза, чтобы получить боевые. Но офицерский состав быстро менялся.
По его словам, духи никогда не шли на их батальон в открытую. Между собой они называли солдат «степными волками». Их командный пункт не обстреливали. Возможно, в этом была заслуга командира батальона, потому что после того, как они демобилизовались, а командир батальона был отправлен в Союз, он слышал, что командный пункт неоднократно обстреливали из минометов.
Питание у солдат желало лучшего. Продукты привозили раз в 12-14 дней. Хлеба почти не было. Если шли дожди, то машина вовсе не приходила. Тогда бойцы собирались на вертолете на охоту. В их местности было большое количество кабанов. Охотились на них и на сайгаков. Из убитой дичи повара даже пельмени делали.
По словам Рафика Искандеровича, отношение в Союзе в то время к участникам Афганской войны ничем не отличалось. Бойцы нужны только во время войны, в мирной жизни о них часто забывают.
Сейчас Рафик Искандерович работает на Кумертауском авиационном предприятии водителем. В последние годы он с удивлением узнал через интернет, что во многих городах, в которых он побывал по работе, жили его сослуживцы. Сейчас в живых из них остался только он и Виктор Пензин из Уфы.